Особенности трансформации политической системы.

Особенности трансформации политической системы.
Структура современной политической системы КНДР закреплена в «Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики», принятой в 1972 г. и действующей до сих пор с изменениями и дополнениями, внесенными в 1992 и 1998 гг.
Не претендуя на всесторонний анализ этих перемен, остановимся лишь на нескольких существенных моментах, рассмотрение которых позволяет выявить как направление, так и специфические черты произошедших изменений.
Согласно новому основному закону, принятому в 1972 г. и заменившему первую конституцию 1948 г., КНДР стала президентской республикой с однопалатным парламентом и чисто техническим исполнительным органом — Административным советом, действующим под руководством Президента КНДР и Центрального Народного Комитета (ЦНК) КНДР.
ЦНК был объявлен «высшим руководящим органом государственной власти» и де-факто выполнял роль Госсовета. Его главой, согласно конституции, стал президент, в состав входили вице-президенты КНДР и ряд других государственных деятелей. Именно этот орган имел право определять структуру, полномочия и персональный состав Административного совета КНДР и вкупе с ним составлял правительство страны.
Два десятилетия спустя, на 3-й сессии Верховного Народного Собрания (ВНС) КНДР 9-го созыва, состоявшейся в апреле 1992 г., в основной закон были внесены ряд существенных изменений как с точки зрения структуры (появился ряд новых глав, изменена их последовательность), так и по существу (закреплена роль руководящей идеологии и партии, перераспределены полномочия между высшими должностными лицами и органами власти и т. д.).
Если в первой конституции КНДР, принятой в 1948 г., не дано определение сущности власти и даже слово «социализм» не встречается, то в конституции 1972 г. говорилось о том, что КНДР есть «социалистическое государство», которое «осуществляет диктатуру пролетариата».
В тексте 1992 г. КНДР остается социалистическим государством, однако последнее уже «укрепляет диктатуру народной демократии», «защищает народную власть» и «социалистический строй».
Впрочем, как подтвердили события, реверанс в сторону «народной демократии», последовавший за известными переменами в СССР и Восточной Европе, носил чисто декларативный характер и являлся словесной уступкой времени. Еще в 1958 г. Ким Ир Сен заявлял, что «нынешняя народно-демократическая власть в нашей стране принадлежит к категории пролетарской диктатуры» поскольку «власть, которая строит социализм, не может не быть по существу пролетарской диктатурой».
Десятилетие спустя он вновь предупреждал против попыток «отрицать классовый характер демократии и в условиях диктатуры пролетариата выступать за так называемую «чистую демократию» и «полную свободу», приемлемые для всех».

Добавить комментарий