Массовые движения и идеологические кампании.

Массовые движения и идеологические кампании.
В середине 90-х годов социально-экономическая обстановка в КНДР заметно осложнилась, произошло ощутимое снижение уровня жизни большинства населения. Эти процессы, наряду с радикальными переменами на международной арене, побудили руководство страны уделять еще больше внимания идеологической работе, которая и прежде считалась важнейшим инструментом поддержания политической стабильности и мобилизации масс. «Как ведется идеологическая работа, насколько подготовлены люди в идеологическом плане — от этого зависит развитие и укрепление социализма, его судьба», — отмечал Ким Чен Ир.
Из выступлений северокорейских руководителей явствует, что особую актуальность этой работе придали события в странах Восточной Европы и бывшем СССР. В Пхеньяне с осуждением указывали, что в этих странах «ренегаты социализма забросили дело вооружения народа социалистическими идеями и одновременно под лозунгами «гласности» и «плюрализма» ввергли людей в идеологический хаос, открыли настежь дверь проникновению в их сознание реакционной буржуазной идеологии и культуры»2.
Была поставлена задача, руководствуясь выдвинутым еще при жизни Ким Ир Сена тезисом, что «идеология решает все», в любой обстановке, при решении любых вопросов ставить во главу угла политическую работу с людьми, усилить «революционное идеологическое наступление». Практическая реализация указанных установок привела к развертыванию целого ряда массовых кампаний и движений.
В своем анализе авторитарных режимов К.Брахер обращает внимание на поразительное соединение радикальных, произвольных актов и упорядоченных процедур, порядка и кажущегося хаоса, стабильности и революционности, характерных для политических процессов в таких государствах. Подобное сочетание призвано сохранить налет псевдолегальности на произволе, творимом руководством. На самом же деле при таком режиме нет ни одного гарантированного права, обычного для правового государства, нет ничего предсказуемого, ничего выведенного за пределы воли вождя.
Именно такое сочетание кажущегося порядка и действительного произвола почти всегда отличало политическую жизнь в КНДР. На отдельных этапах политический процесс в стране во многом определялся деятельностью целого ряда организаций и «массовых» движений, фактически находившихся вне конституционного поля, но зачастую становившихся над официальными институтами политической системы, или оказывавшими заметное влияние на их функционирование.
К ним в первую очередь следует отнести различные «всенародные» и «всепартийные» движения, другие кампании, инициированные режимом как для достижения политических целей, так и решения экономических задач.

Добавить комментарий