Взаимодействие традиции и политической власти в обществе.

Взаимодействие традиции и политической власти в обществе.
В КНДР особенно наглядно проявилось активное взаимодействие традиции и политической власти в обществе, слабо дифференцированном в социально-классовом смысле, каким являлись большинство докапиталистических азиатских обществ в середине XX века.
В процессе политического развития определенный сегмент многовековых традиций конфуцианства, в том числе насаждавшейся в течение первой половины XX столетия в Корее его японской модификации, в некоторых весьма существенных областях оказался близок или совпал с рядом новых установок, привнесенных после освобождения Севера Кореи извне. Именно эта схожесть позволила новой правящей бюрократии сравнительно легко адаптировать и первое, и второе во имя установления и упрочения своего господства.
Этот симбиоз придал повышенную жизнестойкость определенным традиционным ценностям и институтам. Так, такой крупный исследователь цивилизаций, как Ш. Эйзенштадт считал, что «ключ к распространению социализма и коммунизма следует искать в уникальных чертах встречи незападных, неевропейских обществ с (западной) цивилизацией».
Разумеется, далеко не все из конфуцианства, шаманизма, буддизма и других элементов национальной культуры, в том числе политической, было сохранено в КНДР и почти ничего не осталось неизменным, не адаптированным к духовным, политическим и экономическим реалиям XX века.
При этом было бы неверно утверждать, что в КНДР не были задействованы и такие позитивные элементы азиатских ценностей, в том числе конфуцианства, как коллективизм и сильное руководство, культ образования и уважение к труду. Вряд ли можно считать, что азиатские ценности в большей степени поощряют авторитарные тенденции нежели западные, христианские, которые длительное время сосуществовали, если не сказать больше, с такими режимами, как фашистский или нацистский55.
Каждая новая элита — и северокорейская здесь не исключение — выбирает из комплекса традиций те, которые наиболее отвечают ее интересам и в первую очередь — служат укреплению ее власти над обществом. Более того, северокорейским руководителям, видимо, пришлось считаться с традиционными установками в сознании населения, да в собственных взглядах на власть и общество.

Добавить комментарий