Церковная десятина.

Принципы и в некоторой мере самая свобода их тела и духа были мало-по-малу проданы за грошовую милостыню из фонда для бедных, не ими была изобретена и не по их желанию была введена. Напрасно и несправедливо было бы призывать их сделать усилия самим, чтобы выпутаться из ее последствий, если только они не увидят ясно, что то, что им предлагают, не представляет ни риска, ни потерь, ни страданий, но выгоду и вознаграждение.
Следует вспомнить, что церковная десятина и законы о бедных рассматривались здесь только в их отношении к общему вопросу о хлебных законах, а в связи с этим вопросом к гармонии земледельческих и неземледельческих классов и к постоянному пониманию теми и другими их общих и нераздельных интересов. Вернемся специально к этой точке зрения. Если мы предположим, что церковная десятина заменена, а с налогом в пользу бедных покончено или он сведен до очень маленькой суммы, тогда фермер, при оценке падающего на него бремени, будет освобожден от чувства неопределенного гнета и от многих неясных страхов риска и потери, которые поддерживаются и возбуждаются существованием этих платежей в их нынешнем состоянии. После этого, возможно, удастся установить шкалу налогов, которые должны быть фиксированными и умеренными. Пока это не будет сделано, можно сильно опасаться, что никакие хлебные законы, которые были бы действительно справедливы, не будут казаться фермеру достаточно охраняющими его интересы. Неземледельческие же классы слишком легко поддадутся убеждению, что эти законы чрезмерно и несправедливо повышают цены на продовольствие. Непрерывное столкновение таких мнений будет по необходимости поддерживать враждебные чувства и разрушительно действовать на то доверчивое и откровенное сотрудничество разных классов общества, без которого во времена опасности и даже в мирное время государство лишается более, чем половины своих сил.

Добавить комментарий