Падение роли парламента.

Падение роли парламента.
В 1927 году реакция восстановила мажоритарную систему во всей ее полноте. В каждом избирательном округе мог быть выбран лишь один депутат. Выборы проводились в два тура. Для того чтобы быть выбранным, нужно было в первом туре получить абсолютное большинство голосов. Если ни один из кандидатов не собрал требуемого большинства, проводился второй тур выборов, в ходе которого избранным считался кандидат, собравший относительное большинство голосов. Новая избирательная система открывала широкий простор для различного рода закулисных махинаций и сделок между различными буржуазными партиями и группировками.
Так как на выборах выступало большое количество партий, получение абсолютного большинства в первом туре было делом трудным. Достаточно сказать, что на выборах 1928 года только 133 депутата были избраны в первом туре, остальные же 429 — во втором. Перенесение центра тяжести выборов на второй тур открывало реакционным партиям возможность тотчас после первого тура голосования договориться об общих кандидатах, о блокировании голосов с тем, чтобы не допустить избрания прогрессивных деятелей.
В связи с восстановлением в полном объеме мажоритарной системы выборов вновь возросло значение структуры избирательных округов. В рабочих районах округа насчитывали сотни тысяч избирателей, в сельских — десятки тысяч. Такая «избирательная геометрия», естественно, не могла не сказаться на результатах выборов. На первых после введения нового закона выборах (1928 г.) коммунистическая партия по сравнению с 1924 годом собрала на 200 тыс. голосов больше, но вместо прежних 26 депутатских мандатов получила лишь 12.
В этот период продолжалось падение роли парламента. Неуверенность французских монополий в представительном учреждении, где довольно прочны были позиции демократических сил, побуждала правящие круги сосредоточивать подлинную власть в руках правительственно-бюрократического аппарата. Этот процесс нашел, в частности, свое выражение в узурпации советом министров значительной части законодательных функций парламента. Правительство получило право издания так называемых декретов-законов, которые формально должны были только уточнять и дополнять имеющиеся законы, а фактически вводили новые законы и даже изменяли и отменяли утвержденные парламентом законодательные акты. Такая практика, по существу подменяющая законодательство парламента, особенно усилилась в предвоенные годы. Законом от 8 декабря 1939 г. издание декретов-законов превращено в постоянный институт военного времени.

Добавить комментарий