ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОГАТСТВА.

То богатство, которым мы ограничим наши изыскания, состоит из таких «материальных предметов, которые добровольно присваиваются человеком». х)
Иногда дается более широкое и в некоторых отношениях несомненно вполне приемлемое определение богатства. Согласно этому определению, богатство включает моральные и интеллектуальные достижения народа, как то: мудрость и знание его правителей, научные познания врачей, юристов и техников, таланты поэтов и артистов и тому подобные вещи.
Я не стану сейчас задерживаться на рассмотрении того, в какой мере, во-первых, законы, управляющие производством или вознаграждением за такие достижения, тождественны или сходны с законами управляющими производством, распределением и меновою стоимостью тех вещественных благ, о которых я упоминал в данном мною определении; и я не стану, во-вторых, обсуждать вопрос, в какой мере одну и ту же терминологию допустимо распространять на оба вида богатства и в какой мере к обоим видам применимы общие выводы.
. Для настоящей нашей цели достаточно будет заявить, что наши исследования по политической экономии народов будут распространяться лишь на способ производства и распоряжения богатством в том смысле, в каком этот термин был мною определен и ограничен. Предмет, ограниченный этими пределами, окажется достаточно обширным для весьма широких изысканий. Если ваше внимание ослабнет, то я опасаюсь, что по мере нашего продвижения предмет может оказаться слишком обширным для некоторых из вас.
ИСТОЧНИКИ БОГАТСТВА
Источник богатства это земля; или, если говорить отдельно о земле и воде, то источниками богатства являются и та и другая. Они производят все предметы, которые человек присваивает и форму которых он меняет своим трудом. Человеческий труд сам по себе не есть, строго говоря, первоначальный источник богатства, хотя без такого труда никакое богатство не поступает во владение человека. Привычка рассматривать труд как источник богатства, быть может, основана на некоторых выражениях А. Смита, благодаря авторитету которого она и распространилась. Это заблуждение уже было отмечено и исправлено. 2)
По причинам, которые вскоре обнаружатся, ошибочное выражение не повлияло ни на истинность, ни на полезность учения Смита о труде; однако, с исторической точки зрения, на которую
MBI намерены сейчас встать, различие в скудости или изобилии источников богатства, имеющихся в распоряжении различных народов, не должны быть вовсе упущены из виду.
Производительность труда наций на -деле зависит таким образом от двух обстоятельств. Во-первых, от изобилия или скудости перво-начальных источников производимого ими богатства. Во-вторых, от производительности труда, применяемого ими при использовании этих источников и при обработке благ, добытых из них.
Чтобы понять влияние первой из этих причин, вы можете взять в качестве примера две фермы, одинаково хорошо обрабатываемые, но различающиеся по первоначальному качеству своей почвы. Лучшая земля доставит больший продукт на равное количество затрачиваемого труда. То же самое, очевидно, будет верно, если вместо двух ферм мы возьмем два государства.
Однако, различия в плодородии первоначальных источников богатства не входят в предмет науки политической экономии. Такого рода различия представляют собою факт, с которым в известных случаях необходимо считаться и по отношению к которому всякого рода рассуждения излишни; и в этом одна из причин, по которой ошибочный взгляд на труд как источник богатства оказался безвредным в научных работах.

Добавить комментарий