Наследственные владельцы и держатели.

Во-вторых, класс земельных собственников, занимающий промежуточное положение между держателями и государством, может устанавливать условия, на которых держатели обрабатывают землю; эти хлебопашцы будут тогда называться держателями в обычном смысле этого слова и обнаружат ряд подразделений.

В-третьих, хлебопашец может оказаться просто собственником, подобно крестьянам в Америке, в Австралии или на мысе Доброй Надежды, которому государство передало ту собственность, на распоряжение которой оно, в качестве представителя общества, приобрело право. Заработок такого земледельца, осевшего на землю раз навсегда, определяется ее/продуктом безотносительно к ренте.
Такие наследственные владельцы и держатели составляли в прошлые века огромное большинство человеческого рода, и их заработки были определены повинностями, возложенными на них, как на держателей земли, или, другими словами, уплачиваемой ими рентой. Подобно тому, как в этих случаях рента с необходимостью определяла заработную плату, так же и заработная/плата с необходимостью определяла земельную ренту. Полное понимание и усвоение истинности этих положений окажется необходимые при развитии нашего предмета. Поэтому всего лучше будет объяснить их здесь.
В Англии рента и заработная плата не оказывают такого влияния друга на друга. Здесь земледелие ведется капиталистами, которые дают занятие менее, чем одной трети трудящегося населения; остальные две трети работают на других капиталистов, вкладывающих свой капитал в бесконечно разнообразные виды занятий. Если бы фермеры-капиталисты не получали прибыли такого же или, приблизительно, такого же размера, какой они могли бы получить в других отраслях, то они, быть может, медленно и постепенно, но во всяком случае наверное бросили бы земледелие и перенесли бы свой капитал в какую-либо иную более прибыльную сферу применения. Эта способность перемещать свой капитал и вместе с ним содержимый им труд неизбежно заставляет земельных собственников ограничить свои требования к арендаторам. Если он не оставит им столько прибыли, сколько они могут получить где-либо в ином месте, то его земля несомненно рано или поздно окажется покинутой, и он вовсе не будет получать ренты.

Добавить комментарий