Механизм эквализации имущества.

Механизм эквализации имущества.
Согласно Конфуцию и его последователям, конечной и наивысшей целью управления провозглашались интересы народа. В КНДР тоже утверждается, что «делу обеспечения подлинных свобод и прав, зажиточной и культурной жизни для народных масс» подчинена вся деятельность партии и государства, которые несут полную ответственность за благосостояние народа».
Конфуцианская традиция на реализацию установки «сильное государство — слабый народ», проявлявшаяся в бесперебойной деятельности механизма эквализации имущества, нашла свое законченное воплощение в КНДР. Там право государство на собственность не ограничивается, а частная собственность — упразднена. Более того, по конституции государство реализует курс на постепенное превращение все еще формально кооперативной собственности в общенародную (т.е. государственную). Вплоть до начала нынешнего столетия в стране господствовали системы нормированного снабжения населения продовольствием и промышленными товарами и государственного распределения жилья.
Кстати, по мнению Л.С.Васильева, повторявшиеся достаточно регулярно раз в несколько столетий реформы в Китае, если попытаться привести их к общему знаменателю, сводились как раз к стремлению «к уравнению имущества, ограничению частнособственнического потенциала, обеспечению доходов казны и как следствие всего этого усилению центральной власти. В разные периоды в зависимости от обстановки осуществление этих целей достигалось различными способами»38.
Как показывает исторический опыт, большее равенство требует большего вмешательства государства, или, иными словами, больше тотальности в осуществлении им своим распределительно-контрольных функций. С этой точки зрения представляется, что именно в стремлении достигнуть конфуцианского идеала эквализации и заключалась сущность радикальных преобразований, проведенных в КНДР в 40-50-х годах прошлого столетия. В свою очередь, национализация промышленности и кооперация (фактически — огосударствление) сельского хозяйства и мелких торговцев и ремесленников привели к тому, что экономическая база традиционализма заметно расширилась.
Одной из важнейших особенностей конфуцианских политических систем была их «закрытость», изолированность от внешнего мира. Утверждение конфуцианства в качестве господствующей системы ценностей шло параллельно с усилением изоляционизма39.
Китай, Корея и Япония проводили политику строгого запрета поездки своих подданных за рубеж и нередко уничтожали чужестранцев, оказавшихся в их пределах. Обращает внимание отсутствие между этими тремя странами вплоть до конца XIX в. сколько-нибудь заметного потока торговцев, студентов, странников, иммигрантов.
Политика изоляционизма особенно усиливалась в периоды кризисов, резких перемен в региональной обстановке или как реакция на угрозу извне. Эта динамика традиции находит отражение в нынешнем внешнеполитическом курсе КНДР. Осадное мышление, образ врага нередко используются правящей элитой как важное средство социального контроля и мобилизации масс.

Добавить комментарий