Внечеловеческие силы.

Внечеловеческие силы, которые до сих пор обычно употреблялись при производстве богатства, — это силы животных, воды, ветра и пара. Употребление силы животных известно почти каждому земледельческому обществу, сколь бы оно ни было примитивным.) Однако, весьма различная сила животных, применяемых различными странами, представляет собой существенное обстоятельство при определении общих движущих сил их населения; впоследствии нам придется вернуться к этому вопросу.
Использование силы текущей воды стало известно в Европе только в эпоху, непосредственно предшествовавшую нашей эре. Мы бродим в потемках относительно ее использования на Востоке. Сила ветра, за исключением использования ее для мореплавания, была освоена значительно позже, и ветряные мельницы, по-видимому, оставались неизвестными до X или XI века. Мы не можем с уверенностью сказать, какому народу принадлежит честь их изобретения. Первое упоминание о ветряной мельнице найдено Бекманом во французском источнике и относится к 1005 г. Однако, Бекман предъявляет требование на это открытие для Германии на единственном основании большей одаренности к механическим изобретениям его соплеменников, основание, которое, по всей видимости, покажется менее убедительным за пределами германских границ, чем в их пределах. В общем и целом, я склонен думать, что изобретение принадлежит Нидерландам и что ветряные мельницы впервые употреблялись там для осушки почвы. Случайно записанный любопытный факт отмечает постепенное распространение ветряных мельниц в этих странах. В четырнадцатом веке власть и все блага земные были все еще почти поровну поделены между феодальным дворянством и церковью; около 1391 г. какие-то голландские монахи пожелали поставить ветряную мельницу. Феодальный контроль крупных землевладельцев над движущей силой воды был давно установлен, и они ревниво и жадно отнеслись к новому сопернику. Поэтому, когда лорд Вурст услышал о намерении монахов построить ветряную мельницу на той территории, на которую распространялось его господство, он запретил им осуществить план н заявил, что ветер в этом районе принадлежит ему. Бедные монахи обратились к покровительству их духовного главы, епископа Утрехтского, и прелат в сильном гневе (по словам Хроники) заявил, что никто не имеет власти над ветром в пределах его епископства, кроме него и Утрехтской церкви. По-видимому, как случалось нередко, крест одержал верх над мечом, и братству было разрешено строить ветряную мельницу, где ему заблагорассудится, однако, разумеется, в пределах епископской власти.

Добавить комментарий