Заработная плата ненаемных рабочих происходит от земли.

Производимая самим работником заработная плата ненаемных рабочих происходит от земли и размер ее, а также и характер ее подразделений зависит от способа, каким осуществляется частная собственность на землю. Крестьянин может быть: 1) собственником;
2) арендатором земли индивидуального землевладельца; 3) аренда-тором земли суверена или государства; 4) он может иметь наследственную долю в земле совместно с государством, так как он может быть наследственным поселенцем. Потребности и нужды нашей природы ставят наиболее значительную часть человеческого рода в тот или иной из этих трех классов. К какому классу они будут принадлежать, — это определяется способом, каким земля присваивается; а присвоение ее тем или иным классом собственно определяется человеческими инстинктами, едва ли менее универсальными, чем потребности рода.
Очевидно, что когда народ вынужден прибегнуть к земледелию как средству существования, должны быть налицо какие-то средства для содержания земледельцев. В младенческий период общества капитала и капиталистов несуществует. Земледелец должен содержать себя сам из своего продукта.
Не существует доходов других классов, которые можно было бы применить для его содержания. Он неизбежно существует поэтому в качестве трудящегося-собственника, или трудящегося-арендатора, или на положении, представляющем ту или иную модификацию той или иной из этих форм. И вот на первый взгляд могло бы показаться, что сидящие на земле земледельцы естественно должны быть в младенческий период общества собственниками. «The land is all before them, where to choose their place of rest, and Providence their guide».
У них нет недостатка в очевидных доводах для обоснования того, что земля есть общая собственность каждого народа, и что совершается несправедливость, если часть этой земли присваивается отдельными индивидами, которые исключают остальных. Не подвергая сомнению и вместе с тем не признавая справедливости их взглядов, для нашей цели достаточно сказать, что история мира показывает их полную непригодность для уяснения его действительного экономического развития. Какой-то инстинкт, очевидно, не менее повелительный, чем потребность в пище, побудил общины присваивать себе право собственности на занимаемую ими землю. А раз это совершилось, то способ и форма аренды земли индивидами зависит от их правительств. Это одинаково верно по отношению к демократическим штатам Америки и по отношению к восточному деспотизму. У народов, которые начинают свой путь с состояния младенческой цивилизации, равно как и у тех многочисленных народов, которые из этого состояния никогда не выходили, это присвоение земли отдало их избыточный продукт в руки групп людей, отличных от земледельцев, а распределение этого дохода положило начало всем остальным классам и поддерживало их существование, вызвало к жизни то богатство, которое дает средства для содержания правительств, литературы и всех неземледельческих классов общества.

Добавить комментарий