РЕВОЛЮЦИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПОЛИТИКЕ КНДР.

Истоки философского принципа идей чучхе, который, как разъяснял позже Ким Чен Ир, заключается в том, что «человек — хозяин всего, что он решает все» можно проследить, в том числе, в учении тонхак, получившим широкое распространение в Корее во второй половине XIX века. Один из его главных постулатов гласил, что «человек и бог — это, в сущности, одно и тоже».
На первоначальном этапе в понятие чучхе фактически вкладывалось требование проявлять больше самостоятельности и применять марксизм- ленинизм «творчески», в соответствии с конкретными условиями КНДР. Такова была первая реакция северокорейского руководителя на начавшийся в СССР процесс развенчания культа личности Сталина.
Однако на очередном, IV съезде ТПК в 1961 г. об этих идеях ничего не говорилось. Возможно, это было связано с активным использованием понятия «чучхесон» режимом Пак Чжон Хи в Южной Корее, где оно стало одним из важнейших элементов концепции «национальной», кореизи- рованной демократии. Согласно этой концепции, «национальная самобытность» должна была стать одним из важнейших факторов модернизации РК.
О чучхе вспомнили лишь через восемь лет, в 1963 г. В двух выступлениях перед военной аудиторией — в феврале по случаю 15-й годовщины создания КНА и в октябре — перед выпускниками военной академии, носящей его же имя, Ким Ир Сен предложил более развернутую кон¬цепцию новой идеологии, которая означала независимость в политике, самостоятельность в экономике и самооборону при защите страны от внешних врагов.
Судя по тому, с каким ожесточением в первой из этих речей лидер КНДР обрушился на «современных ревизионистов», которые, мол, «пытаются вымаливать мир у империалистов», в КНДР были явно недовольны недостаточно решительными, по мнению Пхеньяна, действиями Москвы во время Карибского кризиса и прекращением Советским Союзом безвозмездной военной помощи КНДР. Вполне обозначившийся к этому времени советско-китайский раскол предоставил хорошую возможность освободиться от необходимости считаться с мнением «старших братьев» и заявить о намерении проводить «самостоятельный» курс, который был официально закреплен в докладе Ким Ир Сена на 2-й конференции ТПК в октябре 1966 г. и в политической программе правительства КНДР, обнародованной на 1-й сессии ВНС КНДР 4-го созыва в декабре 1967 г.

Добавить комментарий